понедельник, 14 июля 2014 г.

Выбираем комплект фототехники для путешествий

pic_3Сейчас уже никого не удивишь любительской компактной техникой со сменной оптикой, обеспечивающей профессиональное качество изображения – подобные системы разных форматов и типоразмеров выпускаются всеми ведущими производителями техники. Вместе с тем, дилемма – малые размеры оборудования, или высокое качество картинки, остается актуальной.

IMG_4784
Камера Panasonic Lumix DMC-G6 с электронным видоискателем, поворотным сенсорным дисплеем, встроенными вспышкой и WiFi передатчиком, в комплекте с объективами 45 – 150 мм и 14 – 42 мм, использовавшаяся мною для съемки приведенных ниже кадров.

P1310562_VibrantCollection-Gritty1_Caption
Один из кадров, сделанных у подножия Демерджи техникой из моего минималистического фотонабора.  Крупноформатная версия кадра была представлена на персональной выставке в Киеве.

Например, немало моих знакомых, когда речь идет о туристической поездке, по прежнему выбирают увесистую зеркалку со сменной оптикой. Увы, подобный максимализм приводит к тому, что им либо приходится таскать тяжелую сумку с техникой, либо оставлять оборудование в гостинице, жертвуя кадрами. Получается, в фотографии “размер имеет значение” с точностью наоборот.

Мой опыт путешествий позволил прочувствовать многие подобные ситуации, их было немало – в одни годы колесил по миру с сумками, набитыми техникой, в другие ограничивался в дороге миниатюрной мыльницей. Могу сказать, что вес и габариты оборудования часто  становились решающим фактором при создании оригинальных изображений. Когда камера была в руках постоянно, визуальный ряд всегда выходил более разнообразным. К сожалению, во многих ситуациях под рукой оказывался именно цифрокомпакт. Несмотря на мою готовность возить технику любых габаритов, не раз возникали ситуации, когда большими профессиональными аппаратами воспользоваться было невозможно.

Поэтому, наряду с серьезным оборудованием, я стал брать запасной компактный комплект и начал задумываться на тем, как сделать так, чтобы компактный набор стал в дороге основным. С энтузиазмом встретил появление беззеркальных аппаратов с крупными матрицами и сменной оптикой. Подобная малогабаритная техника быстро развивалась и в один прекрасный день, я действительно оставил тяжелую сумку с профессиональными аппаратами дома, положившись на аппарат без зеркала формата Микро 4/3. Привезенный снимки показали, что в выборе не ошибся.

P1300277
Когда вы оказываетесь в удивительных местах, подобных горному плато Качи-кальон, показанному на фото, особо важно, чтобы техника не подкачала, но по крутой тропе, ведущей к расположенному над обрывом акульему гроту, с тяжелым кофром  продвигаться опасно, выход – лёгкая беззеркальная камера с хорошим зум-объективом на ремне. Кадр сделан Lumix G6 с объективом 14 – 42 мм.

Камера стандарта Микро 4/3 со сменной оптикой в комплекте занимает вдвое меньше места по сравнению с аналогичной полнокадровой зеркалкой и принадлежностями. Учитывая мой подход, заключающийся в использовании только самого необходимого, втрое!

Всегда мечтал подобрать такой комплект техники, который бы и не обременял, и обеспечивал функционал для серьезной фотографии – возможность публикаций в журналах, крупноформатной печати. Могу сказать, что сейчас значительно ближе к воплощению мечты, нежели в прошлые годы. 16-ти мегапиксельная камера Lumix G6, компактна, мало весит, сменная оптика миниатюрна, позволяет качественно снимать не только  фото, но и видео. Если вам интересно, здесь описание моего опыта использования Lumix G6, но я сейчас не о конкретной камере, а о концепции в целом.

На примере Limix G6 хочу показать общую идею набора для съемки в дороге. Думаю, если вы оцените мой подход, основанный на минимализме с сохранением ключевых возможностей, то сможете самостоятельно составить похожий комплект на базе системы, которая импонирует вам лично. Ниже смотрите примеры – фотоснимки, и читайте рассказ, о том чего можно добиться, используя минималистический набор.

IMG_4800
Мой идеальный дорожный комплект. Как видите, камера и объективы в сумке – далеко не единственный багаж – кроме паспорта, там находятся мобильный телефон, блокноты, карандаши и ручки. Кроме того, под рукой всегда принадлежности для чистки оптики, запасные карты памяти, штатив, зарядки, провода. Все это должно поместиться в небольшой сумке и не быть слишком тяжелым. В данном наборе подобное удалось.

Как видите, из фотооборудования я ограничился миниатюрной беззеркалкой и двумя зум объективами. Подобный комплект дает возможность реализовать большинство специальных приемов.  Отказался от внешней вспышки, зато захватил штатив. Ниже привожу кадры, снятые во время июльского путешествия по Крыму. Описывая их, я делал акцент на то, какие функции были наиболее полезны.
Еще раз перечислю компоненты моего комплекта для путешествий: системная камера со встроенной вспышкой, поворотным дисплеем и функцией Full HD видео, два объектива, охватывающие F экв. от 28 до 300 мм, карманный штатив, зарядка, две карты памяти, сумка. Далее смотрите, что с помощью этого набора можно поучить.

1. серия снимков

P1310493

P1310506

pic_2
Есть особый вид съемки, когда мы сами участвуем в событиях и стараемся фиксировать их с помощью камеры. С точки зрения теории фотографии  - это классический репортаж. Подобные кадров описывают многие эпизоды путешествий и важны для передачи их духа. Серия всегда дополняет рассказ и часто бывает более информативна – не даром говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

В подобных полевых условиях я использую либо полностью автоматический режим со включенными следящим автофокусом и серийной съёмкой, либо режим приоритета выдержки со средним значением 1/500 – 1/1000 секунды. Регулировку ISO ставлю на автомат. При использовании более старых моделей камер, лучшим с точки зрения резкости получался результат с приоритетом выдержки, однако в Panasonic Lumix DMC-G6, где электроника отслеживает движение, хорошие динамичные серии удается делать в режим iAuto. С его помощью сделаны все приведенные выше кадры, преимущество в том, что аппарат для каждого кадра подбирает минимальное значение ISO.

Серийную съемку веду на максимальной скорости для следящего автофокуса – 5 кадров в секунду, варьирую крупность и ориентацию кадра. Если динамичный сюжет интересен, стараюсь заснять как вертикальный, так и горизонтальный варианты. При наличии времени изменяю пропорции кадра, если не хватает занимаюсь кадрирование при просмотре – это необходимая составляющая процесса, все обеспечивает функционал выбранного аппарата.

Дополнительно всегда записываю несколько видеоклипов. Lumix DMC-G6 – в этом плане одна из лучших моделей, обеспечивает чистую Full HD съемку практически кинематографического качества. Снимая ролики в движении включаю систему стабилизации,  стараюсь не болтать камерой и не злоупотреблять зуммированием.

2. съемка животных

P1310243 Копирование_2
P1310458
P1290668
Наличие поворотного дисплея значительно расширяет творческие возможности подобной фотографии, связанной с необходимость быстрого изменения ракурса и выбора нестандартных точек. В данном примере (верхний кадр), за счет низкого положения камеры обычный портрет кошки превращен в жанровый сцену на тему “хищник и жертва”. При фотографировании животных важны наличие широкоугольного, стандартного и теле фокусных расстояний в наборе оптики. Решающее значение имеет качество системы фокусировки и скорость реакции на нажатие Спуска. Оба параметра в Lumix G6 на высоте.

3. панорамная фотография

P1300906 Копирование
P1320108_MIRR
P1280463
Съемка с панорамированием и сшивкой на лету – особенно полезна в путешествиях. Во многих случаях панорамная техника компенсирует отсутствие сверхширокоугольного объектива в наборе, позволяя показать всю сцену, например, обстановку внутри узкого помещения.

Панорамный формат хорош и для эффектного представления пейзажей, ведь многие виды местности имеют протяженность в горизонтальном направлении, которая подчеркивается вытянутым форматом кадра.  Нестандартные пропорции придают живость визуальному ряду. В Panasonic G6 панорамы снимаются почти также быстро как одиночные кадры – нажимаю спуск, перемещаю аппарат вдоль сцены и через несколько секунд длинное, содержащее десятки мегапикселов изображение сохранено на карте памяти.

P1320338_2
Особое удовольствие доставляют нестандартные панорамы – вытянутые в высоту. Их главный секрет в нахождении объектов, удлиненных в вертикальном направлении, таких как показанная на фото церковь-маяк в Малореченском. Когда Вы начнете мыслить в подобном ключе, изучая окрестности, то поймете сколько интересных объектов существует, и как часто, из-за отсутствия привязки к пропорциям теряется их  выразительность.


4. заметки об отдыхе

P1310204
P1320140
P1320113
P1320115
P1310818
Я сторонник того, чтобы подобные кадры не делать на автомате.  Съемка на свободную тему дает большое пространство для экспериментов и современные камеры позволяют проводить многие простым вращением командного диска. Для показанной выше серии кадров использовался доступный в G6 набор функций.

Что касается портретных кадров, то в них важны эмоции, поэтому снимать нужно быстро, стараясь передать настроение. Желательно не отвлекаться на настройки, поэтому я часто, использую расширенный режим интеллектуальной автоматики. Он не позволяет вмешиваться в процесс настолько, чтобы испортить качество, зато добавляет творческую составляющую. Так, снимая портрет, я люблю выделять фигуру светом, выбрав точку съемки, где бы он падал сбоку и сзади. Динамику придает и легкий ветерок, направленный в лицо. Чтобы избежать провалов в светах и тенях, принудительно включил вспышку. Регулировкой яркости с визуальной оценкой в видоискателе (поворотный дисплей на солнце мало полезен), добиваюсь желаемого распределения светотени.  Игра света здесь не менее важна, чем эмоция. Вот формула: эмоциональный момент + необычный свет = удачный портретный снимок.

а фото парашютиста для акцента на формах и цветах, я изолировал фигуру и купол парашюта, ограничив их пространством неба, для этого понадобился длиннофокусный объектив. Кроме того,  принудительно включил усиление цветов, выбрав соответствующий стиль в настройках цветопередачи камеры.
Следующе два снимка отдыхающих на пляже сделаны с использованием креативного фильтра “эффект миниатюры”. Он создает ощущение игрушечного мира. Если вы можете созерцать панораму местности с высокой точки, как в данном случае (пляж фотографировался с горы), рекомендую вспомнить о наличии в вашей камере похожего фильтра. Съемка под углом сверху создает наилучшую условия для подобного спецэффекта. Наличие мелкие деталей и ярких цветов усиливают выразительность.
Нижнее фото, это забавная надпись на стене, заснятая для удобства чтения. Я сузил формат кадра и включил вспышку, это было сделано для снижения контраста и сглаживания градиента на стене – идея такая – основной контраст должен быть между буквами и фоном, остальное вторично.

5. крупные планы

P1320319
pic
Крупные планы – вид съемки, без которого не обойтись, когда вы собираетесь подробно делиться впечатлениями о путешествии. Не забывайте делать подобные кадры – часто детали могут рассказать о месте больше, чем его представление с полным охватом.

Для выделения деталей на размытом фоне использовал телеобъектив. Как видите, степень размытия фона при съемке помидоров, достигнутая с помощью моего мобильного комплекта, оказалась не хуже, чем с использованием специализированной светосильной оптики. Это достоинство эквивалентного F = 300 мм, обеспечиваемого длиннофокусным зумом. Недостаток подобной оптики при съемке крупных планов - большая дистанция фокусироваки. Вот почему для демонстрации деталей нужно иметь под рукой и широкоугольную оптику. Два нижних снимка сделаны широкоугольником – заснята обстановка, в которой делались наброски, и показана копия одного из них.

Для репродуцирования стандартный зум удобен в сочетании с поворотным дисплеем. Предварительно подыскиваю место на столе, полу или другой горизонтальной поверхности, которое бы освещалось равномерно. Поворачиваю камеру объективом вниз, дисплей к себе, вращением зума задаю полный охват листа. При пересъемке светлых рисунков и тексов на белой бумаге устанавливается коррекцию от +1/3 до +2 Ev. Lumix G6 в этом плане удобен, т.к. поправка здесь может вводиться легким качанием лапки – получается работать, удерживая камеру одной рукой.

6. вечерняя съемка

P1290279
P1320445
P1320444_Mirr
Вечерние фотографии, за счет необычного освещения и уникальной игры оттенков всегда выделяются.
Подобная съемка требует, как правило, дополнительных усилий. Некоторые современные камеры имеют специальные режимы для съемки с рук в сумерках. Lumix G6 – одна из них. Например, верхнее панорамное фото заходящего солнца сделано без штатива.

отя съемка с рук в сумерки возможна, все же во многих ситуациях лучший результат получится, когда камера установлена стационарно. Для лёгкой модели Panasonic оказалось достаточно небольшого карманного штатива (показан  в начале статьи). Снимать камерой с этим приспособлением возможно не как широкоугольным, так и длиннофокусным зумом, настолько оба миниатюрны.

Работая с карманным штативом, нахожу  возвышенность, камень или парапет, куда можно установить камеру. В принципе, если поверхность ровная, аппарат можно просто положить, но при этом его легко поцарапать камеру. Несмотря на миниатюрность штатива, с его помощь точно задаю желаемый наклон аппарата, как в горизонтальной плоскости, так и вертикальной – отпускаю зажим, рукой перемещаю корпус, визируя по дисплею, когда положение найдено, устройство фиксируется.
При съемке второго кадра выдержка составила 10 секунд. Сделан он в “синий час”, период после заката, когда небо приобретает  насыщенные оттенки. Подсвеченные детали архитектуры усиливают художественный эффект. Многие туристы, снимающие закат, покидают место съемки как только солнце сядет. Я же рекомендую, остаться и подождать - установите камеру на штатив, задайте режим приоритета диафрагмы, минимальное ISO и наблюдайте – через полчаса после того, как солнце исчезнет за горизонтом на небе начнется игра красок. Между прочим, каждый закат уникален, так что ваш кадр будет неповторим.

Мне нравятся дни, когда небо частично покрыто облаками, они создают иной раз очень эффектную комбинацию форм. Режим приоритета выдержки позволяет контролировать диафрагму. Ее рекомендуется выбирать в пределах f/5.6 – f/11 таким образом, чтобы глубина резкости охватывала как передние, так и задние объекты пейзажа. Диафрагмирование создаст звездчатые рисунки, вокруг источников света – фонарей и других огней, которые украсят композицию.

Еще один вид вечерней съемки - это ночная со сверхдлинной выдержкой. Для новичка результат будет неожиданным – посмотрите последнее приведенное фото с синим небом, вы удивитесь, узнав, что оно сделано при абсолютно черном небосклоне. Параметры съемки f/9 13 секунд. Длинная выдержка проявила цвета, невидимые глазом. Правда красиво?  Часто выдержка требуется еще большая, поэтому следите, чтобы камера и штатив были устойчивы, для съемки выбирайте участки защищённые от ветра. Чтобы при Спуске камера не качнулась, используйте встроенный таймер. Иные энтузиасты фотографии, попробовав раз технику ночной съемки, остаются ее приверженцами на многие годы –  ведь она имеет множество вариаций - кроме потрясающих оттенков, удается фиксировать треки звезд,  создавать необычные фактуры. Все это полноценно реализуется с помощью описанного портативного набора.

Текст и фото: Андрей Турцевич

Комментариев нет :

Отправить комментарий